Что же мешает эффективно решать проблемы?

Каждый день мы сталкиваемся с теми или иными проблемами: то кран потек, то в нас кто-то въехал, то заболели и тд. Но есть те, кто очень быстро и эффективно решает любые проблемы (как говорил Генри Форд «Если проблему можно решить с помощью денег, то это не проблема, а просто расходы»), а есть те, кто при даже очень незначительной проблеме, теряется. Мы сейчас не будем вдаваться в подробности, почему у одних так, а у других иначе, тут и гены могли помешать, и воспитание, и окружение, так что с этим лучше пусть каждый сам в отдельности разбирается). Мы сконцентрируемся на том, что лежит в основании решения или неспособности решения проблемы. 

  1. Главное — это наше восприятие проблемы. Кто-то очень негативно реагирует на то, когда что-то идет не так. Например, вы опоздали на поезд/самолет, и тут ваш выбор — спокойно это принять и купить новый билет или же начать переживать, паниковать, входить в стресс. Периодически встречаются случаи, когда что-то произошло, человек бесится, на что ему логично говорят успокоиться, какой смысл раздражаться, но человек стоит на страже своих деструктивных реакций, отвечает, что иначе не может. Ну, не можешь и не можешь, жизнь твоя, тебе с этим и существовать. Это не какая-то великая способность контролировать свое восприятие и свои эмоции, было бы желание. Негативное восприятие проблемы приводит к негативным субъективным оценкам происходящего, отчего и проблема кажется более сложной, непонятной, как следствие — затраты на решение проблемы возрастают, увеличивается риск неправильных поспешных решений. 
  2. Понимание проблемы. Сначала разбираемся в проблеме, потом принимаем решение. Если вам не хватает знаний — изучайте литературу, обращайтесь за экспертным мнением. Сейчас многие люди обожают судить по верхам и по тому, что вещают СМИ. Так проще, удобнее, но последствия могут быть плачевными, ведь СМИ никогда не были на стороне человечества, а поверхностные суждения чаще ошибочны. Чтобы решить проблему, нужно понять ее, разобраться в ней. Чем лучше понимание, тем легче найти оптимальный выход и даже оказаться в выигрыше. 
  3. Компетентность в решении проблем. Находясь в проблеме, сложно видеть всевозможные варианты для ее решения. Нередко это наблюдаю на своих консультациях, когда клиенты рассказывают о том, что их тревожит, я их расспрашиваю, что к чему (п.2 — понимание проблемы), ввожу их в максимально возможное отстраненное и холодное состояние (п.1) и показывают разные варианты выхода (не решаю за них, а просто говорю, что есть такой путь, есть другой, а есть еще третий и десятый). Так вот в ответ частенько слышу, что человек о таком не думал, ему и в голову не приходило, что так можно. Со стороны, конечно, виднее, но не с любой стороны, тут важен опыт. К примеру, чем у меня больше клиентов, чем чаще слышу разные истории, чем больше общаюсь, тем больше вариантов вижу. Это навык, который разрабатывается. Старайтесь рассматривать все возможные варианты выхода из ситуации. Так вы будете повышать свою компетентность в решении проблем. 
  4. Знания и опыт. О чем уже сказала выше. Если вы не умеете готовить, вряд ли вы сможете рассказать, какие сложности могут возникать при изготовлении торта. Если вы никогда не сталкивались с поломкой машины, вряд ли вы так легко решите эту проблему. В лучшем случае (и это прекрасное решение), вы успешно делегируете задачу знакомому механику, если такой имеется. Для развития и роста мы должны сталкиваться с новыми задачами, постоянно что-то узнавать, изучать, погружаться глубже в то, чем занимаемся. Тогда и любые проблемы будем щелкать как орешки, но если будут выполнены и предыдущие 3 пункта, иначе уже на первом можно сойти с дистанции. 

Любая проблема имеет решение, другой момент, что не каждое решение мы хотим принимать. 

Помните, кем бы вы ни были, будьте лучше!

С самыми добрыми пожеланиями, 

Клинический психолог и таролог Мерзлякова Анна 

Поделиться