Уберем сразу тему грехов, того, что это с прошлых жизней и тд. Возможно, но не факт. Никто «оттуда» не возвращался, а фантазировать можно много и долго. Давайте сконцентрируемся на настоящем. Есть ребенок, есть его родители, как вдруг ребенок сталкивается с онкологией. Почему? Я всегда говорю, что болезни — это не наши враги, они наши помощники, через них психика нам что-то сообщает, чему-то учит, направляет в нужную сторону. Второе, что я говорю, это то, что данный подход не для всех, а только для тех, кто реально готов брать на себя ответственность за свою жизнь. Если это так, то человек способен из болезней брать настолько много, что каждый раз, если что-то происходит с ним, он переживает серьезный рост. Тут нет места горестям, обвинениям своей судьбы, тут постоянное движение и развитие. И на этом месте возникает логичный вопрос про детей — как к ним можно это применить, ведь они только начали жить, никаких масштабных ошибок совершить не могли, да и сигналы они пока понимают не так хорошо, вернее, они их могут потрясающе чувствовать, но перенести на свои действия — нет.
И тут нам приходит на помощь семейная психотерапия (скажу сразу, я в этой области не работаю, хотя этому обучалась). Там есть понятие «идентифицированный пациент» (или «носитель симптома») — это член семьи, который или помогает сохранить гомеостаз семьи, или разрешить какой-то конфликт. Если заболел ребенок, он и является этим «пациентом». И здесь мы непременно должны обращаться к родителям, почему им, в их семье потребовалась болезнь ребенка? Что это заболевание дает?
Семья — это организм. И как любой организм, семья все время стремится к поддержанию некоего баланса (гомеостаза). Если мы уберем болезнь, гомеостаз нарушится. Именно поэтому, если вы работаете с семейным терапевтом, один из ключевых этапов терапии будет выяснение, готова ли ваша семья отказаться от «костыля» и пережить кризис, когда придется адаптироваться к новым условиям. Увы и ах, но человек ненавидит перемены, это у нас в крови. Мы обожаем стабильность и предсказуемость. Гомеостаз — это и есть стабильность, устойчивый уровень.
Когда заболевает ребенок, это никак не причина, а уже следствие того, что происходит в семье. Очень часто больной ребенок воссоединяет семью. По какой-то причине родители не могут расстаться, не готовы себе признаться в том, что все, конец. И тут появляется болезнь ребенка (или порой сразу ребенок рождается с патологией). Родители переключаются на ребенка, остаются вместе, забывают про свои проблемы (они же не хотели их решать). Это один из вариантов, почему так бывает. Но причины у каждого могут быть свои. Важно понимать, что болезнь ребенка — это не наказание, не проклятье, а это то, что помогает решать какие-то семейные проблемы. И данные проблемы чаще всего не на поверхности, и если даже семья дошла до терапевта, далеко не всегда она готова увидеть и признать свои проблемы, а потом отказаться от такого деструктивного решения как болезнь. Конечно, бывают случаи, когда патология не имеет обратного хода, то есть излечение невозможно, но все же чаще вполне все обратимо. Это тоже значимый момент, но каждая семья должна работать со своей историей, всех нюансов не рассказать, да и смысла нет, их вам расскажет ваш терапевт.
То же самое порой я наблюдаю в личной терапии, когда ко мне приходят с проблемами со здоровьем, но после 1-2 сессий становится понятно, что клиент не готов расставаться со своим недугом. Да, он говорит, что хочет (он же пришел), но внутри такой готовности нет. Я всегда отпускаю «на волю» таких людей, если созреют до готовности справиться с болезнью — мои двери открыты. В семье просто больше участников, но суть та же — в первом и втором случаи это «организмы», которым по каким-то причинам нужна болезнь. Каждый ищет свои причины, потом с ними работает.
Мы можем сказать, что это несправедливо, что ребенок берет на себя такую роль. Но не нам судить, раз его душа решила, что она готова на это, значит так тому и быть. В свою очередь, именно взрослые могут это прекратить.
Помните, кем бы вы ни были, будьте лучше!
С самыми добрыми пожеланиями,
Клинический психолог и таролог Мерзлякова Анна