Учимся активно слушать

В последнее время нарастает проблема «невыговоренности» (я это так называю для обозначения потребности в том, чтобы выговориться), у меня даже есть клиенты, с которыми мы встречаемся раз в неделю, чтобы они этот час целенаправленно выговаривались. Дело в том, что наша русская традиция встречаться на кухне, перемывать всем косточки, что-то обсуждать уходит в прошлое. Мы приближаемся к американской модели, где не принято делиться, рассказывать о своих проблемах, сейчас модно, чтобы все было прекрасно. И если у американцев есть позитивные каналы слива всего, что наболело, у нас это пока не так развито. Следовательно, куда ни придешь, с кем ни знакомишься, у всех замечаешь бурный поток речи, все хотят что-то о себе рассказать, поведать, все друг друга перебивают, каждый на своей волне. И если вы это осознаете, замечаете, у вас есть прекрасная возможность стать отличным собеседником. Сегодня мы сконцентрируемся на тех моментах, которые позволят вам быть более активным слушателем. А при должной практике будете слушать как хороший психолог, за что вам ваше окружение скажет огромное спасибо. 

Итак, какие же навыки нужно развивать, чтобы слушать активно:

  • Банально — нужно слушать, вслушиваться в то, что вам говорят. Не витать в облаках, не думать о себе, а просто слушать, вникать, запоминать. Не оценивать, не осуждать, а запоминать ту информацию, какую вам дают. Смотрите собеседнику в глаза, кивайте, проявляйте интерес к рассказу. 
  • Если вы вдруг что-то не поняли, оно для вас кажется двояким, не делайте выводов, исходя из вашего опыта, а лучше переспросите, уточните, можете повторить какие-то слова за собеседником, а потом задать вопрос, правильно ли вы поняли, расслышали. Это показывает ваше участие, что вам не все равно и вы не судите со своей колокольни. 
  • О чем-то собеседник может говорить вскользь, как будто вы в курсе, но если это не так, то лучше остановите собеседника и попросите расширить повествование, чтобы человек более подробно осветил тему. 
  • Поддерживайте собеседника — можете одобрительно кивать, давать какую-то позитивную реакцию, чтобы человек мог быть спокоен и не боялся раскрываться перед вами. Не скажу, что одобрение всегда нужно, порой сначала человеку просто важно говорить, а потребность в одобрении придет позже. В нашей культуре не принято подбадривать, у нас культура критикующая, но пора менять это, потому что от одобрения вырастают крылья и хочется сворачивать горы. 
  • Если вдруг ваш собеседник что-то не то говорит, что, к примеру, вас задевает, вы, конечно, не должны оставаться в стороне и проглатывать это. Смело говорите о своих чувствах и эмоциях. Так ваш разговор будет более живым и не будет разговором в одни ворота, что очень важно. 

Активно слушать нужно уметь. Мы от природы изначально погружены в себя и до других нам дела нет. Если вы хотите, чтобы слушали вас, не стоит этого требовать от других, лучше удовлетворите свою потребность с психологом, это будет идеальный вариант. Но если вы понимаете эту потребность, то начните с себя — начните сами слушать других. Поверьте, это заразно, вокруг вас будет все больше «слушающих». 

Помните, кем бы вы ни были, будьте лучше!

С самыми добрыми пожеланиями, 

Клинический психолог и таролог Мерзлякова Анна 

Поделиться