Стоит ли сразу после школы поступать в университет?

Не удивляйтесь данной теме, так как, думается мне, теперь все чаще буду уходить от эзотерики: моя жизнь круто изменилась, теперь меняюсь я, вокруг меня новые люди, у меня в голове новые мысли, наблюдения, которыми очень хочется делиться. Нет, полностью из эзотерики пока не ухожу, продолжаю консультировать людей, развиваться и в этом направлении тоже, но теперь каждый день я студент, каждый день у меня психология (ждите от меня мощного погружения в нее). Если вы еще не знаете, то я получаю высшее клинического психолога, с чем планирую связывать свою дальнейшую жизнь.  

Так как учусь второй раз, первое образование было после школы — это иняз им.Мориса Тореза, а теперь, спустя 13 лет после окончания школы поступила на психфак им. Выготского в РГГУ, то у меня, естественно, есть свои наблюдения и выводы о том, когда же стоит идти учиться. 

Если вы не знали, в США есть интересная практика, которая называется «gap year» или «taking a year off», когда выпускники школы берут год на то, чтобы подумать, погрузиться в себя, попутешествовать, поработать волонтерами, понять, что же они реально хотят, куда им нужно, а куда нет. Это свободный год после школы, иногда больше, что является нормальной привычной практикой. Вроде это даже пошло из Великобритании, где считают, что путешествия — это обязательный пункт в твоем образовании. В России такой практики нет, хотя мне кажется, что мы к этому идем. Если 15 лет назад даже не стоял вопрос в моих кругах, идти ли получать высшее образование, то сейчас все чаще люди прислушиваются к себе, могут начинать образование, потом бросать, далее опять к нему возвращаться, искать себя, пробовать в разных направлениях. И это нормально. Например, я учусь с разными людьми, с интереснейшими судьбами, со своим взглядом на жизнь, каждая история не похожа на другую. И мне нравится то, что многие из этих людей не боятся ошибаться, что-то кардинально менять в своей жизни, а не просто плыть по течению. 

Я не могу то же самое сказать про свою группу в инязе. Естественно, что единицы ушли работать по специальности, но еще меньше тех, которые бы реально учились. Честно сказать, мне в те годы совершенно не нужна была учеба, на первом месте у меня были тусовки. Я вкушала студенческую жизнь, а учеба шла по остаточному принципу. К несчастью, в возрасте 18-22 лет мало кто реально представляет, кем он хочет стать, что ему реально интересно, где он готов развиваться. Плюс есть такое негативное проявление нашей системы образования — это отсутствие осознанного выбора. Ни в школе мы не выбираем предметы, ни в университете. Мы привыкли, что нам прописывает учебный план Министерство Образования/наш вуз, а нам остается только подстроится под эту систему. Мало того, что мы ходим на совершенно нам ненужные предметы, так еще мы не осознаем ценность тех сложных предметов, которые изучаем. То есть мы даже не вдаемся в подробности, а что означает тот или иной предмет. Если бы нам приходилось выбирать, то заранее все бы узнавали и старались разобраться, а надо ли оно нам или нет. Я уж молчу о том, что когда человек сам не выбрал предмет, он чаще всего не мотивирован на него. В итоге на лекциях он спит, смотрит фильмы, сидит в интернете, но никак не учится. Вы понимаете, каких «специалистов» мы получаем на выходе. И это касается всех профессий. Глядя на то, как люди учатся, мне, конечно, страшно становится, но зато понятно, откуда у нас так мало хороших врачей/менеджеров/экономистов и тд. Люди часто не понимают, что одной практикой и опытом базы не наработать. Кстати, правильно говорил Билл Гейтс, что ему не обязательно учиться, он просто берет и нанимает лучшие умы мира, которые ему все раскладывают по полочкам. Но таких, как он, единицы на всей планете, да еще с такими возможностями нанять себе любого человека.

Поэтому я за то, чтобы люди поступали в университет только по реальной необходимости и с реальным желанием учиться. Мне никогда не будет понятно образование ради корочки, когда в голове большая дыра и знаний ноль. Ведь после школы вы можете спокойно пойти работать на ту же ставку, что и после университета (много большинству выпускников вузов не платят, а платят копейки), а потом уж как себя зарекомендуете, при возникшей потребности и желании поступите в университет, откуда возьмете максимум знаний, а не просто проходите 5-6 лет, так практически ничего не поняв и не узнав. 

Если говорить обо мне, то у меня невероятный контраст 1го и 2го образования и по тому, какое у меня отношение к учебе, и к пониманию того, что мне нужно, а что нет. Также мне сейчас учиться значительно легче, есть знания в других областях, опыт, да и опыт психологический, что как нельзя кстати. Нет желания что-то пропускать, не делать, не читать, а наоборот, хочется все и по максимуму, так как это создаст отличную базу, которая всегда будет мне в плюс, что и практиковать смогу полноценно сильно раньше получения диплома. Это образование я захотела получить года 3-4 назад, но полностью созрела и решилась в начале этого года, чему очень рада, так как сейчас самое время для этого. Кстати, кто-то меня спрашивал, как себя чувствую среди молодежи, насколько комфортно. Все отлично, со всеми легко общаюсь, нахожу общий язык, веду себя активно, так что никаких проблем у меня нет. Вообще, это шикарная возможность подпитываться молодой энергией, которой уже нет, когда тебе за 30. 

Так что, дорогие мои читатели, я вам очень советую не торопиться с получением образования, не отчаиваться, если вы сразу не можете себя найти. Это такие редкие счастливчики, которые в 20 лет находят себя, в основном этим люди и в 30-40 лет не могут похвастаться, так как годами сидят не там, где им хочется, где им нравится, а пойти на изменения боятся. Не бойтесь! У нас, например, есть студентка, которой 42, и прекрасно себя чувствует, тоже общается со всеми. Не порождайте внутри себя комплексы, не накручивайте себя, а живите так, как велит вам сердце. И помните, начинать никогда не поздно, так как мы даже не догадываемся, когда нас ждет финал!  

С самыми добрыми пожеланиями, 

Клинический психолог и таролог Мерзлякова Анна 

Поделиться