Мне понты дороже денег

Опять речь пойдет не о семьях, о чем обещала рассказать, а об очень щекотливой теме, которая известна мне не понаслышке, но разве кому-то нравится высвечивать свои дурные стороны? Конечно, нет, все будут бить себя в грудь и кричать «Я не такая!» Но так как я почти от этого «вылечилась», только иногда у меня может что-то проскользнуть, да и то не слишком явно, то теперь смело могу сказать, что через это прошла. 

Понты — это гигантская проблема общества потребления, когда так важно, во что ты одет, на чем ты ездишь, куда ты ходишь, что ты ешь, даже, банально, где ты продукты покупаешь, не дай бог это Пятерочка или что-то в этом духе. Люди тратят немыслимые деньги на бренды и лейблы, на «статусные» вещи, когда им нужно все только самого высокого уровня, а потом они активно это показывают, естественно, для чего ж это все покупается и для кого ведется весь этот образ жизни? Весь мир должен знать, что у тебя сумка Шанель, за шоппингом ты едешь в Милан, а попу греешь непременно на белом песочке на каком-нибудь очень недешевом курорте. Все остальное уходит на второй план, важна обертка, важно, чтобы тебя восприняли «правильно».

Попросту говоря, есть социум, он задает свои стандарты: это круто, это не очень, хочешь высоко летать, тогда веди такой-то образ жизни. Как часто мы слышим, что это вчерашний день, это не модно, так уже никто не ходит, это не машина, на этом ездить невозможно, в такие-то места не ходи, это ешь, а это не ешь. Это тоже стандарты. Очень мало кто им может противостоять и противостоит. Обычно, если ты хочешь принадлежать какой-то группе, то ты и живешь по ее правилам. Вот откуда и появляются те самые злополучные понты — люди либо выпячивают что-то, либо дотягивают себя до какого-то уровня, хотя, по факту, он им не по карману. Это стало еще большей трагедией с появлением возможности взять кредит.

Но у этого есть оборотная сторона, из-за которой и подняла эту тему, о чем бы хотела поговорить, так как просто рассуждать о том, кто что выкладывает в инстаграм, кто живет по средствам, а кто нет — это пустая трата времени, в этом нет реальной пользы. А вот у оборотной стороны польза есть, если мы залезем немного вглубь темы. 

Как уже писала выше, понты — это стандарты роскошной жизни, к которым человек стремится, у него есть образец, которому он хочет соответствовать. Но любые стандарты стирают наше Я: когда человек гонится за готовой картинкой, за образом, он не отдает себе отчет в том, а реально ли ему это нужно. То есть гнаться ему нужно, а вот нужны ли ему те вещи, которые он приобретает? — Увы, чаще нет. В итоге, многие из нас сливают безумные деньги в никуда, они тратятся на то, чтобы соответствовать каким-то стандартам. Парадокс этого в том, что мы все так орем о свободе, о независимости, а продолжаем жить, как знать при дворе, у которых были четко прописаны правила, что они могут носить, а что нет, что могут сказать, а о чем говорить нельзя, как правильно есть и держать себя в обществе — это все регулировалось. Сейчас же, у нас нет строгих правил, но многие на них подписываются неосознанно. Иначе не было бы указаний на то, кто как одет, кто где живет, как устраивает свою жизнь. Согласитесь, практически все на это смотрят, анализируют, делают из этого какие-то выводы. Недавно мне одна девушка показывает на другую и спрашивает: «А как ты думаешь, у нее куртка оригинал? Она стоит где-то *** рублей.» Лично я на это не обратила внимания и не задалась таким вопросом, так как мне, действительно, все равно. 

До ужаса смешно, как некоторые бьют себя в грудь и говорят, что, например, в Макдональдсе они не едят, а потом ты видишь, как не на людях они и Доширак уплетают за обе щеки, потому что это им реально вкусно и здорово. Так зачем из себя строить не пойми что, почему не быть собой?

Есть у меня экземпляры чрезвычайно закомплексованные, которые живут в жутких страхах. Был у меня один знакомый, который в первый же вечер нашего знакомства заявил, что уже около 10 лет не спускается в метро. Велика заслуга! Потом он же был страшно удивлен, когда однажды я ехала на общественном транспорте на одно мероприятие при полном параде; он никак не мог успокоиться: «Ты? На общественном транспорте? В платье?» Да-да, я, дорогой, успокойся только. Это очень важно поступать так, как тебе удобно, как тебе хочется, не думать о том, что о тебе скажут другие, ведь это они заложники своих комплексов, это они не могут быть собой.

Я для себя выработала один нехитрый способ проверки: всегда перед каким-то действием или покупкой спрашиваю себя — Именно этого я хочу? По какой причине решила это приобрести: чтобы быть как все, чтобы выглядеть лучше, потому что сейчас так модно или же потому, что мне самой так хочется? Покупаю это или куда-то еду для себя, либо же, чтобы потом похвастаться, кому-то показать, рассказать? Помню себя раньше, мне тогда было лет 20, из косметики признавала только люкс, хотя, по факту, как прекрасно понимаю сейчас, это косметика не такого уж высокого уровня, она мало чем отличается от масса по качеству (я не рассматриваю обертку, в которой она преподносится, тут все выше всяких похвал), но люди платят за бренд и за красивые коробочки, которые, ой, как приятно доставать на людях, это маркетинг, на котором сейчас строится весь мир, чаще всего мы под разными обертками и разными ценами получаем одно и то же (к примеру, великое надувалово компании Вимм-Билль-Данн, когда под разными линиями разливается одно и то же молоко, но просто кому-то очень важно, чтобы на упаковке были витаминки прописаны и прочий бред, за это можно и раза в два больше заплатить). Сейчас же, к примеру, последнюю тушь, которую купила, которая стоит сущие копейки, она ничем не хуже именитых марок, очень довольна ей (не буду голословной, это Vivienne Sabo — Cabaret). В какой-то момент мне стало плевать, кто выпускает ту или иную продукцию, насколько престижно ей пользоваться или нет, мне важно качество, удобство и мой комфорт. Да, за что-то можно платить много, что-то именно для вас может быть вашей страстью и вашим фетишем. Возьмем мою маму, ей плевать на одежду и машины, но далеко не плевать на свой дом и его благоустройство, на чем она никогда не будет экономить — это на домашней технике, но не чтобы ее кому-то показывать, а чтобы самой пользоваться и испытывать от этого удовольствие, так как разница слишком ощутима. Но опять же, важен не бренд, а характеристики, реальные отзывы, важна разумность трат. 

В наше время люди страдают вещизмом, окружают себя горой бесполезного барахла, которое им совершенно не нужно, которое, по большому счету, для них ничего не стоит. Люди так и не задаются вопросом, а что нужно именно им, а реально ли они этого хотят, а может их счастье — это уехать в деревню и жить вдали от цивилизации? Пускать пыль в глаза — может это весело и задорно, но в этом мы рискуем окончательно потерять себя, так и не понять, к чему лежит наша душа, куда она стремится, где ее истинные ценности. Большинство из нас слишком ориентированы на то, что о нас подумают, как мы выглядим со стороны, что о нас говорят. Они все время играют, выдавая желаемое за действительное. И это все дешевые понты, не более того, особенно когда ты понимаешь, что это все твои заморочки, а окружающим все равно, кто ты и что ты, больше всего на это реагируют такие же закомплексованные, как и ты. Гармоничные же и уверенные в себе люди смотрят внутрь, оболочка быстро теряет свою значимость для них, она важна лишь при первом контакте. Так какой смысл на нее тратить столько сил, времени и денег? Подумайте об этом, когда в следующий раз отправитесь за покупками. 

Помните, кем бы вы ни были, будьте лучше!

С самыми добрыми пожеланиями, 

Клинический психолог и таролог Мерзлякова Анна 

Поделиться