Йога как практика оздоровления личности

Совсем забыла вам выложить свой реферат по психологии личности. Так как занимаюсь йогой давно, а с лета плотно и основательно, то решила написать о ней небольшой реферат (с моим личным мнением в нем). Так что если вам интересно — читайте и немного погружайтесь в эту удивительную сказочную философию, заряжайтесь позитивом. Надеюсь, кого-то это подтолкнет заняться йогой, впечатлит и вдохновит.

Введение

Йога – это эффективное средство психофизической реакции и оздоровления, система гармоничного развития личности. Она основана на методах осознанного пробуждения организма, содержит в себе гармоничные и плавные, мягкие способы восстановления здоровья, которое было нарушено под давлением негативных физических и психологических ситуаций. 

Йога сейчас все более и более популярна. Кто-то считает ее панацеей от всех недугов, для кого-то это дань моде, что-то невероятно экзотическое и манящее. Продвинутые йоги привлекают своими подтянутыми телами, гибкостью, устойчивостью, как физической, так и моральной, духовной. Йога поистине оздоравливает не только тело, но и душу человека, делает ум спокойным, учит нас убирать ненужные негативные мысли, концентрироваться на настоящем моменте, не нестись постоянно вперед, а задержаться и насладиться тем, что есть рядом, вокруг. Йога учит жить, полноценно, красиво и осмысленно. 

Йога настолько обширна и масштабна, что когда человек впервые сталкивается с ней, он теряется, не знает, с чего начать, какого учителя выбрать, да и какому направлению в йоге отдать предпочтение, ведь их тоже немало. У кого-то не хватает сил и внутренних ресурсов, чтобы погружаться в основы йоги, в ее философию, чтобы постичь не только то, что лежит на поверхности и часто не является истинной йогой, способной привести к лучшему качеству жизни. Поэтому люди так часто бросают занятия, не успевают прочувствовать всю глубину йоги, для них это и остается одним из направлений фитнеса в спортивном клубе, чем, на самом деле, истинная полезная йога никогда не была и не будет.  

Йога – это одна из систем индийской философии. Первое письменное описание йоги сделал мудрец Патанджали, его труд носит название «Йога-Сутры» и содержит 185 афоризмов, объясняющих суть и цель занятий йоги.
Йога в переводе с санскрита означает «связывать», «соединять», «скреплять».

Так как занятия йогой позитивно влияют на мозг, направляя в него энергию, то и вся наша жизнь через йогу становится более упорядоченной, спокойной, проблемы решаются быстрее, наша личность приходит к гармонии, балансу, к золотой середине. 

Лучше всего, на мой взгляд, мы это можем увидеть в описании йогина в Бхагавадгите (является основой индийской философии):

Тот не йогин, кто переедает, 
И не тот, кто не ест совершенно, 
И не тот, кто спит выше меры, 
И не тот, кто себя сна лишает.
В пище, в отдыхе будь умерен,
Будь умерен в свершенье действий, 
В сне и в бдении – так обретешь ты
Уносящую скорби йогу.

Йога. С момента появления до наших дней

Традиционная индийская философия, известная с XV-X вв. до н.э, берет свое начало от еще более древней человеческой цивилизации, от Ведийского периода (XV-VI вв. до н.э.), когда появились 4 древних книги индийских мудрецов – «Ригведа», «Атхарваведа», «Самаведа» и «Яджурведа», объединенные под общим названием Веды. Комментарии к Ведам называются Упанишадами. Философская мысль в Индии как раз и основывалась на Ведах, создавались школы, к одной из которых относится система йогов. Таким образом, йога – одна из классических систем индийской философии. 

Патанджали, живший во II-I вв. до н.э., считается основоположником йоги. Именно он изложил философию и практику классической йоги в 185 афоризмах («Йога-Сутры»), где описал принципы йоги, зачем она нужна и какая у нее цель. За основу он взял знания отдельных йогов. Тем самым мудрец выделил йогу в отдельную систему.

Самое интересное, что Патанджали, как и все индийские авторы, не дает личной философской системы, а лишь собирает устные данные, дошедшие до него из глубины веков, и комментирует их в духе своей единой философии. Вся интерпретация практики йогов в «Йога-Сутры» полностью согласуется с авторитетом Вед и вся терминология взята оттуда. Поэтому йогу и причисляют к одной из шести ортодоксальных философских индийский систем, хотя только у йоги есть практическая направленность. И понять йогу мы можем только через практику, что очень важно. Я бы сказала точнее, мы не можем отключить философский контекст, взяв за основу только упражнения, чем грешит современная фитнес-йога, но и без упражнений (асан и дыхательных практик), только ментально, нам не постичь всю философию этой древнейшей школы в индуизме. 

К несчастью, древние йоги не хотели по каким-то причинам популяризировать свои знания, отчего йога обросла мифами. Сейчас часто мы встречаем неправильное толкование йоги, а для ее полноценного изучения нужен научный исследовательский подход.

Йога обозначает «соединение» — это добровольное связывание себя с высшим, а через это идет связь с самим собой, через йогу мы становится лицом к лицу к себе настоящему. Через асаны, дыхательные практику и работу со своим сознанием мы шаг за шагом развиваем и постигаем себя, мы меняем себя, наша личность обретает все больше и больше новых граней. 

Сейчас йогу рассматривают как холистическую систему, направленную на психофизиологическую интерграцию человека, чего так не хватает современным молодым поколениям, когда уже более 50% из их представителей не интегрированы. И чем моложе поколение, тем хуже оно интегрировано, о чем нам говорят исследования в области Психология развития.

Йога начинается с тела, с асан (поз), когда через упражнения, через дыхательные практики сначала мы обретаем физическое здоровье, потом психическое. Мы становимся сильнее. Лишь следующим шагом начинается контроль за эмоциями, за движением ума, который мы учимся направлять. Как итог, мы приходим к балансу, гармонии и самообладанию. Невозможно требовать от человека выполнения сразу всех сторон йоги: все происходит спокойно, постепенно, у каждого в своем темпе, со своей скоростью. Практиковать йогу – это сделать ее частью своей жизни, встроить эту философию внутрь себя. У йоги нет предела, нет финиша, поэтому и какие-то цели в йоге себе не нужно ставить. Но спустя какое-то время после начала практики жизнь становится все более и более осмысленной, ее качество повышается. 

Традиционная йога имеет 8 ступеней. Патанджали в «Йога-Сутры» описал йогу как «восьмеричный путь»: 

1. ЯМА (ЙАМА) — воздержание, ограничение, контроль межличностных отношений. Определяется и состоит из принципов:
• АХИМСА — воздержание от нанесения вреда любому живому существу на деле или в мыслях;
• САТЬЯ — правдивость в словах и мыслях;
• АСТЕЙА (АСТЕЯМ) — нетребование чужого добра, «не укради»;
• БРАХМАЧАРЬЯ — контроль за плотскими желаниями и сексуальной активностью;
• АПАРИГРАХА — отклонение даров и других незаслуженных материальных благ, нестяжательство;
2. НИЯМА (НИЙАМА) — культура, внутренняя дисциплина, внутриличностный контроль. Определяется и состоит из следующих принципов:
• ШАУЧА (ШАОЧА) — очищение, включающее в себя:
1) БАХЬЯ — внешнее очищение,
2) АБХЬЯНТАРА — внутреннее очищение (очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств [таких как дружелюбие, доброжелательность, бодрость] ради того, чтобы сделать добро другим людям);
• САНТОША — удовлетворенность, привычка довольствоваться тем, что приходит без излишних усилий, не требовательность к материальным благам;
• ТАПАС — аскетический образ жизни, умерщвление плоти, состоящее в выработке привычек переносить холод, голод и т. д.;
• СВАДХЬЯЯ — регулярное чтение духовной литературы, изучение основ учения, постижение высших духовных истин;
• ИШВАРА-ПРАНИДХАНА (ИШВАРА-ПРАНИДХА) — размышление о Боге, других высших силах, смирение перед объективностью законов бытия.
3. АСАНА — практика «правильных положений тела», позы.
4. ПРАНАЯМА (ПРАНАЙАМА) — зарядка энергией благодаря контролю за дыханием; выполнение дыхательных упражнений.
5. ПРАТЬЯХАРА — выключение чувств, уведение чувств под контроль бодрствующего сознания, несвязывание мыслей с внешним миром.
6. ДХАРАНА — концентрация, внимание, искусство сосредотачивать мысли и силы.
7. ДХЬЯНА — медитация, длительное размышление о предметах, явлениях или истине.
8. САМАДХИ — созерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление.
Первый четыре ступени принято называть Хатха-Йогой, последние четыре – Раджа-Йогой. Конечно, если человек хочет получить прикладную пользу, то упор делается на асанах и дыхании. Но чтобы получить максимум от йоги, следует уделять внимание всем ступеням йоги, постоянно себя совершенствуя, стремясь стать лучше во всех отношениях.  

Заключение

Йога – это не просто комплекс упражнений, которым обучают в фитнес-клубах, все чаще и чаще мы можем наблюдать разные новые направления в йоге, что-то придумывают, модифицируют под современные требования людей. Йога постоянно развивается, это нормально. Но все равно истинная йога – это целая комплексная наука о самосовершенствовании и души, и тела человека. Она помогает формировать здоровую гармоничную личность человека.

Большой, огромный плюс йоги в том, что, в отличие от той же христианской церкви, которая разделила душу и тело, йога смотрит на человека целиком. Не бывает отдельно «здоровой» души и «больного» тела, как и наоборот. Через тело мы можем проникнуть глубже, понять себя, найти контакт с собой, прочувствовать, что же с нами происходит внутри. Главное, что мы обретаем цельность, находим внутренний баланс. 

Мне не очень по душе то, как многие сейчас относятся к йоге, воспринимая ее как фитнес, набор асан, которые стоит выполнять, как растяжку, как путь к здоровью. Удивительно, что с таким отношением эти люди не достигают тех высот, которые открываются перед теми, кто буквально дышит йогой. У первых йога «не работает». И я знаю это не понаслышке. 

Много лет назад, когда меня впервые заинтересовала йога, это была йога Айенгар. Заинтересовало меня это только с одной стороны – оздоровление. При этом я изучала йогу, читала книги по ней, но сама философия меня нисколько не волновала, то есть она не была «моей». Конечно же, никакого положительного эффекта я не достигла. Потом много раз возвращалась к йоге, практиковала, потрясающе выполняла асаны (физическая форма и растяжка мне были в помощь), с дыханием тоже было все отлично, но нет, йога так и оставалась просто фитнесом, зарядкой. И только сейчас мне йога поддалась, когда каждой клеточкой тела чувствуешь всю философию, идущую к тебе через асаны, дыхание, узлы (еще одно понятие в виньяса йоге, которой занимаюсь). 

Йога для меня – это не просто спорт, это часть моей жизни, ежедневной рутины, шаг навстречу лучшей жизни, возможность на время практики остановить время и отдаться этому моменту полностью. Именно такое отношение дает потрясающий и очень быстрый эффект как для физического тела, так и для личности. Йога приводит к здоровью, в полном смысле этого слова. 

На мой взгляд, йога может творить чудеса с человеком, но только при правильном ее использовании. 

Помните, кем бы вы ни были, будьте лучше!

С самыми добрыми пожеланиями, 

Клинический психолог и таролог Мерзлякова Анна 

Поделиться