Вторичная выгода от болезни

Думаю, всем известно одно утверждение, что у каждой болезни есть вторичная выгода. Не все согласны с этим, но на практике я все же вижу, что это правда, а кто не согласен, скорее всего, не хочет прощаться со своей выгодой. 

Мне понравились слова Ницше, приведенные Оливером Саксом (дальше пойдет речь и о пациенте Сакса): «Я пережил и все еще переживаю множество видов здоровья… Что же касается болезни, очень хотелось бы знать: можем ли мы обойтись без нее? Только великое страдание способно окончательно освободить дух». 

Молодой человек 24 лет прибыл к Оливеру с синдромом Туретта (это непроизвольные тики, когда бранные слова вырываются, в общем, человек не может себя контролировать, очень энергичен, груб и порывист), который у него с 4 лет, то есть человек вполне себе сжился с болезнью. Эта болезнь ему давала много «бонусов» — потрясающую игру на барабанах, хорошие достижения в теннисе, так как тики дают возможность разных маневров, которые соперник никак не ожидает, неординарность, свой юмор и тд. Когда же Сакс предложил ему лекарство, а именно галоперидол, который тормозит тики, то пациент не смог выдержать даже слабых доз, так как прощаться с болезнью просто не был готов. 

Сакс был весьма мудрым человеком, поэтому предложил в течение трех месяцев терапию, когда они проводили анализ вот этой выгоды от болезни, чтобы понять, КАК жить без болезни. И потом благополучно вернулись к лекарству. На протяжении 6 лет молодой человек принимал лекарство, но понимал, что жизнь лишилась красок, он больше не может играть на барабанах, как раньше, он не такой острый на язык, а, наоборот, стал серьезным мужчиной, который ведет себя в рамках. Тогда он принял решение, что дальше будет принимать лекарство только по будням, а в выходные будет становиться тем прежним парнем. 

На самом деле, синдром Туретта – та еще «прелесть», но вы видите, что и такое заболевание дает настолько мощные плюсы, что человек не готов от них отказываться. 

Сама я тоже, как, наверное, всем известно, в какой-то момент столкнулась с серьезным заболеванием рассеянный склероз, у которого, само собой, были предпосылки. Мое погружение в болезнь было молниеносным, вокруг меня развернулась масштабная работа по тому, как меня излечивать. Моя жизнь резко приобретает много новых красок. Но это не та болезнь, которая требовала столько усилий. Помню, как однажды мы приехали к моему врачу и он очень круто остудил мой пыл, мол, все ок, очаги уменьшаются, никуда лететь и мчать не нужно, вопрос с приемом препаратов откладывается. Признаюсь, я не была счастлива, когда вышла из кабинета, меня ждало мощное опустошение и главный вопрос, как же жить дальше, когда в один миг все было изменено, у тебя уже другая жизнь, как поворачивать назад. Конечно, шок прошел, диагноз никуда не уплыл, а висел над моей головой, но просто болезнь не требовала такого участия. 

Читая Оливера Сакса, его цитату Ницше, у меня возник резонный вопрос: «А что мне дает болезнь сейчас, почему она полностью не уходит, что будет, если у меня забрать этот диагноз?» Ведь, чего скрывать, довольно много сил, времени и денег я вкладываю в болезнь. Что мне УЖЕ дала болезнь? Как это ни парадоксально – хорошее состояние физическое (то, как чувствую сейчас себя не сравнится с тем, что было последние лет 5), у меня появились очень высокие стандарты и требования к своему состоянию, то есть даже малейший головной боли, усталости у меня не должно быть (иначе я начинаю думать, что это все моя болезнь), следовательно, мой режим дня, занятия спортом, прием всяких витаминок выстроен так, что чувствую я себя практически всегда максимально хорошо. Никакая усталость, никакой туман в голове, ничего не допускается в мою жизнь. Что еще дала болезнь? Другой смысл жизни, другое отношение к жизни, довольно активную социальную жизнь, когда каждый день я в общении, к тому же могу многим помочь, что приятно. Я стала иначе относиться к своей работе, к учебе. 

ОК, что же будет, если забрать болезнь? Вряд ли будет то опустошение, которое ко мне пришло после очередного посещения врача, потому что та активная деятельность давно свернута. Но как я буду относиться к себе, буду ли так заниматься собой? Это вопрос. 

Я верю в то, что, убрав вторичную выгоду, мы останемся без болезни, ведь в ней не будет никакого толка. Сейчас я еще больше озадачилась поиском смыслов, мне важно найти зерно, то самое, главное, а потом его убрать. У меня много вопросов, на которые я пока не замечаю ответов, но будем искать. 

Хочу всем пожелать никогда не останавливаться и верить в себя, что все реально. Даже если вы столкнулись с «неизлечимым» заболеванием, ищите выходы, в любой болезни есть «чудесные» излечения! Всем желаю попасть в эти чудеса!

Помните, кем бы вы ни были, будьте лучше!

С самыми добрыми пожеланиями, 

Клинический психолог и таролог Мерзлякова Анна 

Поделиться