Большинство людей не любит психосоматику, потому что, если уж начинать работать над своим здоровьем, заходя не только со стороны официальной медицины, но и со стороны психики, придется со многим встретиться, принять свои ошибки, что-то с ними делать. Намного легче все свалить на слабость тела, какие-то фатальные случаи и ждать волшебные лекарства, но даже не допускать в свою голову то, что вообще-то через болезнь тела психика что-то пыталась нам сообщить. Как результат — постоянные походы по врачам, сложности определения схемы лечения, хронификация заболевания и тд. Потому что, как бы ни хотелось верить в обратное, но без работы с головой ни одно лечение не поможет. Например, у женщины появляются миомы в матке, она их нещадно удаляет, а они опять появляются. Она в итоге вырезает матку и… болезнь перепрыгивает (уже другая, само собой) на другой орган. Почему так? Да потому что она не поняла, что к чему произошло.
Любимое выражение в последнее время — «все болезни от нервов». По сути да, но это большое упрощение. И все критики будут говорить, что мы же все переживаем стрессы, все нервничаем, но у одного онкология появилась, а у другого нет. Это очень линейная схема, типа от агрессии появляются опухоли, которая, само собой, не работает на практике. Вернее, тут работает другая логика: данный профиль личности обнаруживается у таких-то больных, но не у всех людей с этим профилем есть эта болезнь. То есть в голом варианте какие-то эмоции, поведение, характеристики не дают никакой гарантии на то, что та или иная болезнь разовьется. Это как говорить, что курение приводит к онкологии. Ну, как бы да, но не у всех курильщиков будет онкология, они просто повышают свои риски. Как и будут те, кто без вредных привычек, но с онкологией. Вообще это какая-то ужаснейшая проблема нашего времени, когда массы дорвались до информации, о чем-то рассуждают, но логически и более широко мыслить их никто не научил, поэтому эта тяга к упрощению, прямым суждениям, выводам приводит к печальным последствиям. В жизни, в мире, в нашем теле все значительно сложнее. И если вы начнете серьезно изучать медицину, будете поражены, как там все печально. Любимый пример — назначение оральных контрацептивов (ОК). Многие (не особо сведущие) утверждают, что надо сдать миллион анализов (обогатить какую-то лабораторию), будет ясно, какие именно гормоны принимать. А вот и нет, ничего сдавать не нужно, все равно это пальцем в небо, вы будете подбирать нужный препарат методом проб и ошибок, все остальное — развод на деньги.
Но вернемся к психосоматике. На самом деле, у каждого из нас есть уязвимые места, которые будут страдать по принципу «где тонко, там и рвется». На мой взгляд, в силу того, что я астролог и имею опыт изучения с этой позиции, в нас изначально заложены черты личности и в целом характер, которые, в свою очередь, показывают и уязвимые места. Именно поэтому и работает психосоматика — тело и психика едины. Но вопрос в другом, есть ли какой-то прог ситуаций, эмоций, выходя за который, мы непременно встретимся с недугом? Нет, такого нет. И абсолютно неважно, что вы переживаете, а важно — КАК вы это делаете. Поэтому и в психотерапии мы работаем над этим КАК. Мы не уберем ваши уязвимые места, мы не переделаем вашу личность, но мы можем улучшить ваши адаптационные механизмы, подкорректировать ваше поведение, улучшить ваше отношение к происходящему.
Возьмем мигренозников, у них весьма яркий профиль, это люди, которые имеют особенность раскручивать пагубные мысли, у них реально в голове как будто бегает хомячок в колесе, крутит его, крутит, как итог — приступ мигрени. Только вы научаетесь перестать крутит это колесо, мигрени тоже перестанут вас посещать. Конечно, это все просто звучит, попробуй еще этому обучись. Но в своей практике вижу, что это реально работает, да, не всегда быстро, не всегда резко приходят изменения, но если человек настроен на излечение, то он делает необходимые усилия и получает желаемое улучшение. Мигрени или купируются полностью, или становятся редкими — 1-2 раза в год.
И к чему этот пример? А к тому, что абсолютно неважно, ЧТО мигренозник переживает, он может себя накручивать на пустом месте, по совершенно простым ситуациям. Например, человек до трясучки боится опоздать на маникюр, для него стресс и миллион крутящихся мыслей, когда назначена встреча. Он не может расслабиться. Человеку, который с этим не сталкивался, будет сложно в это поверить, он может подумать, что это бред, что это сказки, но нет, все мы разные, и не стоит обесценивать то, что испытывают другие, даже если вам кажется это сущим пустяком. Вот тут как раз и кроется суть психосоматики — неважно ЧТО, важно КАК. Мы не оцениваем, на что идет та или иная реакция, для нас важно именно то, КАК человек реагирует. У нас нет абсолютной шкалы, что вот это легкие события, а эти тяжелые. Для вас что-то может быть легко, а для вашего друга это катастрофически сложно и даже нереально. Так что если вас интересует работа с психосоматикой — это не попытка добиться идеальных условий, это работа с реакциями. Как я всегда говорю, чтобы начать медитировать, не нужно ехать в ашрам в Азию, наоборот, займитесь этим в привычной обстановке.
Помните, кем бы вы ни были, будьте лучше!
С самыми добрыми пожеланиями,
Клинический психолог и таролог Мерзлякова Анна