Это не для меня! Каждый ли опыт нам нужен?

Спорный момент: стоит ли все пробовать, стоит ли погружаться в разные ситуации или же ограждать себя от лишних потрясений? Сейчас не будет речь о детях, хотя гиперопека, которую часто наблюдаю – это караул, так как если ото всего ограждать свое чадо, вырастет «калека»-взрослый. Это касается и физического ограждения, и эмоционального. Мир не ванильная зефирка, поэтому ребенку нужно показывать реальность, чтобы воспитать здоровую личность.

Я сейчас об опыте во взрослом возрасте. Сегодня завершаю свою практику с особенными людьми, поэтому хочу на своем примере показать, как это было, что я чувствовала и к чему пришла. 

Когда шла учиться на клинического психолога (стимулом была психосоматика, мне только она нужна была), не задумывалась, что мне придется проходить практику. А мой вуз заточен под практику с первого курса, нас сразу погружают в святая святых, чего, кстати сказать, не имеет большинство вузов. Но если бы меня интересовала психиатрия, то я бы пошла в первый мед, где бы успешно проходила обучение. Шок был уже на первом курсе, хотя тогда практика была только в детсаду и в школе с детками «нормой» (кто не в курсе, так называют обычных людей без отклонений), но нам обрисовали перспективы, что будет потом. 

«Потом» настало, и нас стали распределять по разным программам и учреждениям, это уже была не норма, а патология. И вот тут дилемма: действительно, я никогда не хотела работать с патологией, это не мое и не для меня, мне интересны иные сферы, в которых я и развиваюсь. С другой стороны, это часть обучения, тот опыт, который нужно получить. Но нужно ли его получать? Так ли нужно соприкасаться с тем, что часто мы не видим, не замечаем, оно скрыто? 

Почему я задавалась такими вопросами? Потому что отдавала себе отчет в том, чем это чревато для меня. Я очень чувствительный человек, а то, что нам предстояло там увидеть, оно не может не оставить след. Это боль, ощущение безысходности, страдания, отчаяние. Ты понимаешь, что это невозможно исправить, они никогда не станут такими, как мы. И смотреть на это невыносимо. 

Не пройти практику – это уйти из вуза, к тому же, раз это выпадает на мою долю, значит нужно идти, стиснуть зубы и идти, это вызов, который стоит принять. Скажу сразу, что мне повезло, именно моя подгруппа работала со взрослыми людьми (18-35 лет). Не хочу называть программу, в которой мы участвовали, это ни к чему, но суть такая, чтобы учить этих людей, помогать им в обычных бытовых условиях: убрать, приготовить. То есть не делать все за них, а вести их к самостоятельности, чтобы они сами могли совершать элементарные действия, придерживаться алгоритмам. 

Когда ты первый раз попадаешь туда, у тебя шок, ты никогда этого не видел. Тем более, практика у нас проходила на ВДНХ (в этом парке прошло мое детство), а ты и не догадываешься, что в одном из павильонов другая жизнь, другая история, там все иначе. И я все говорю, как есть, не утрирую, не сгущаю краски, потому что потом, уже адаптировавшись, видела, как первый раз приходят другие студенты, какие у них глаза, как они реагируют. 

Так вот нужен ли был мне этот опыт или его лучше было избежать (сама практика закончилась у меня 3 недели назад, сегодня просто заключительная встреча и зачет)? Помню свою преподавательницу по Психологии развития, она училась еще в СССР, в МГУ, у них тогда была очень жесткая практика, на пару месяцев их отправляли в хоспис, где были старики с обреченными глазами, с пониманием и ужасом от того, что жизнь кончается, а ты ничего толкового не сделал. И эти старики впивались в студентов, выжимая из них все соки. Само собой, это поменяло в корне мою преподавательницу, но сама она сказала, что лучше этого опыта бы не было. Притом, что это очень боевая женщина, с богатырским здоровьем, с силой духа, но даже она, оборачиваясь назад, была бы счастлива стереть эти месяцы в хосписе. 

В моем случае я рада, что у меня был этот опыт, он не оставил глубоких душевных ран, но зато он дал мне новые грани моей личности, я увидела другую сторону жизни, смогла иначе взглянуть на особенных людей, увидеть в них то, чего нет в нас. Я бы сказала, что они чище нас, у них иные ценности, ориентиры. Когда мы первый раз пришли с моим одногруппником, не знали, куда поставить свои вещи и таскали их за собой (ну, мы ж привыкли, что везде и все воруют), на нас закричала девушка с ДЦП: «Да положите их уже, никто их не возьмет!» Материальный мир для них вторичен, они не держатся за вещи, не бредят машинами и новыми гаджетами, не меряют людей по их достатку, но они, как и мы, влюбляются, испытывают эмоции, к кому-то тянутся, чем-то интересуются. 

Да, я бы не хотела работать в этой сфере, но этот опыт, это соприкосновение с другим миром, оно расширяет горизонты и делает тебя немножечко другим человеком. 

Не бойтесь нового опыта, хотя точно могу сказать, не на каждый опыт нужно соглашаться. 

Помните, кем бы вы ни были, будьте лучше!

С самыми добрыми пожеланиями, 

Клинический психолог и таролог Мерзлякова Анна 

Поделиться