Эвтаназия и добровольный уход из жизни

Вчера смотрела фильм по одноименной книге Джоджо Мойес «До встречи с тобой». Книгу читала давно, но смело ее рекомендую, заставляет задуматься о жизни и смерти, чего, конечно, настолько сильно не сделает фильм. Если кратко, то речь идет об успешном, богатом молодом человеке Уилле, который всегда был безумно активен, без спорта не представлял свою жизнь, но потом его сбивает мотоциклист, и он оказывается практически полностью парализованным. 

Немножко погрузимся в медицину. Паралич может наступить в двух случаях: при поражении головного мозга и при поражении спинного. Первый — это, например, инсульты — кровоизлияния в мозг. Второй — это травмы позвоночника. И если в первом случае хоть какая-то надежда есть на восстановление, что вдруг одни нейроны компенсируют другие, поврежденные, то во втором (что нам встречается в «До встречи с тобой») это нереально. К примеру, если кому-то во время операции на позвоночнике случайно перережут нерв или сам спинной мозг, то это приведет к необратимым последствиям. Поэтому лично я очень боюсь этих операций и считаю, что в позвоночник можно лезть только в самых крайних случаях. Ведь ошибаются все, даже ведущие нейрохирурги мира. 

Уилл никогда не сможет вернуться к той жизни, к которой привык, которую любил. Вроде бы, конечно, можно подстроиться, начать жить, испытывая ограничения, искать новые занятия, но не все это могут сделать, не у всех это получится. 2 года Уилл боролся, старался, но жизнь уже другая, которую он принимать не хочет. В итоге, решение — эвтаназия. Эвтаназия — это добровольный уход из жизни при неизлечимых заболеваниях, когда человек испытывает страдания и мучения. Бывает эвтаназия пассивная — прекращение медицинского поддержания жизни, и активная — введение препаратов, ведущих к быстрой безболезненной смерти. 

В России эвтаназия не разрешена, когда хотели принять закон, разрешающий ее, то это вызвало бурю негодования и сопротивления. Да, это очень сложный вопрос, разрешать или нет, но если мы постоянно кричим о своей гуманность, то в чем гуманность, когда ты не даешь человеку добровольно уйти из жизни — тихо, красиво, спокойно? Гуманность — это не дать проститься со страданиями? Гуманность — это насилие над человеком? Ведь жить против воли — это, по большому счету, насилие. Так как в силу своей работы постоянно сталкиваюсь с нахождением смысла жизни у посторонних людей, часто вижу потерю точки опоры, когда человек не испытывает полноту жизни, например, когда у него нет того, чего он больше всего желает, вот тогда возникает естественный вопрос «А зачем жить?» 

И мы можем сколько угодно говорить о том, как прекрасен мир, сколько возможностей он нам дарит, насколько он богатый и великолепный, НО далеко не все с нами согласятся, не все могут это заметить и не все могут начать жить заново после какой-то серьезной потери, как у Уилла. Мы не всесильны. Кто-то легче приспосабливается к изменениям, спокойнее переносит лишения, а кто-то совершенно на это не способен. И их выход, их взвешенное решение и желание — добровольный уход из жизни. 

Не так давно описывала случай, когда мужчина покончил с собой при детях и жене, выстрелив себе в голову. Вот это я считаю ужасным: это не взвешенное решение, а сиюминутный порыв, когда не думаешь о тех, кто рядом. Сразу вспомнила о психиатре Келли, который изучал нацистов на Нюрнбергском процессе, где, наверное, у него и поехала крыша, так как он был шокирован тем, что нацисты были абсолютно вменяемы, но при этом творили такой беспредел. Ни нарушений психики, ни поражений мозга у них — ничего обнаружено не было. Это невероятное разочарование в психиатрии, чудовищное открытие. И спустя несколько лет Келли стал обдумывать самоубийство, а в один день, среагировав на какую-то ерунду, принял цианид. Это было при детях, что оставило чудовищный след в их жизнях, хотя это и не кровавое самоубийство. И если смотреть с этой стороны, то эвтаназия еще больше усложняется, потому что неясно, а где предел, а когда можно подвести финишную черту, а точно ли ничего нельзя исправить, не появится ли жажда жизни в будущем? 

У вас тут может возникнуть разумный вопрос — а с чего я примешиваю к эвтаназии просто добровольный уход из жизни? Дело в том, что у Цюриха были с этим проблемы, они проводили эвтаназию и не смертельно больным, а просто не желающим дальше жить. Не знаю, как сейчас у них с этим, но ранее прецеденты были. 

Не считаю, что тут есть какое-то правильное мнение, вы можете со мной не согласиться, но на эту тему очень сложно спорить, тут кто-то начнет примешивать религию, какие-то моральные нормы и ценности, ответственность перед близкими и тд. Я же рассматриваю жизнь с позиции человека, как отдельной единицы. Я против жертвенности, против того, чтобы жить в ущерб себе ради кого-то или чего-то, чтобы терпеть боль, чтобы страдать. Я за облегчение жизни, но никак не за ее утяжеление. Как ни крути, но не из каждой ситуации есть позитивный выход, и не каждый может наслаждаться жизнью и радоваться каждому моменту, хотя лично я к этому всех стараюсь склонить, направить в эту сторону. Но если для тебя жизнь — это постоянное мучение, ад, когда ты не хочешь открывать глаза, когда каждый день становится все хуже, то, если ты готов принять взвешенное решение, почему бы и не дать тебе спокойно уйти из жизни, например, отмерив полгода, чтобы закончить свои дела, проститься с близкими, подготовиться, а потом осознанно и без надрывов покинуть этот мир. При этом кто-то за полгода откажется от своей идеи, передумает, кто-то, наоборот, будет еще тверже стоять на своем. Я за свободу выбора, потому что жизнь — она только наша. Эвтаназия — это официальное узаконенное самоубийство, но, на мой взгляд, это куда лучше, чем бросающиеся люди под поезда, летящие с крыш домов и тд. Как бы это ни было ужасно признавать, но не всем хватает сил жить. Да, перед нами есть и всегда будут примеры чрезвычайно сильных духом людей, которые даже при очень ограниченных возможностях берут от жизни все по максимуму. И всегда будут те, у которых все есть: здоровье, деньги, любовь, — но что-то не так, чего-то не хватает. Нельзя их в этом обвинять, нельзя насильно заставить их любить жизнь, хотеть жить. Мы можем попробовать это сделать, но не факт, что у нас получится. И поэтому я за эвтаназию даже в тех случаях, когда человек не смертельно болен. Жизнь должна быть наполнена смыслом, не каким-то общепризнанным, а своим собственном, который у каждого свой. Если этого нет — это большая трагедия, мне кажется, нет ничего хуже, чем жить без смысла.

Очень сложную тему подняла, понимаю это прекрасно, но просто подумайте на досуге об этом, оно не будет лишним. 

Помните, кем бы вы ни были, будьте лучше!

С самыми добрыми пожеланиями, 

Клинический психолог и таролог Мерзлякова Анна 

Поделиться