Практически каждый день получаю письма с вопросами о БАДах, схемах терапии, о рассеянном склерозе, врачах. И всегда с удовольствием всем помогаю, отвечают на возникающие вопросы, хотя нередко отсылаю смотреть мои видеоролики, где уже все обсуждалось. Порой мне говорят, что им лень все смотреть, что им хочется живого общения, при этом просят мой телефон, чтобы мне позвонить и пообщаться. Кто-то прямо говорит: «А давайте я вам расскажу свою историю!» Не понимаю, почему мне приходится это объяснять, почему это вызывает обиду, меня, вы не поверите, даже в черный список бросают (абсурд тут в том, что это не я написываю им, а они мне); но, когда говорю, что телефон не даю, что чужие историю не выслушиваю, а если хочется со мной пообщаться и все обсудить – пожалуйста, в рамках консультации за деньги, то порой в ответ выслушиваю кучу всего нелицеприятного.
И мне хочется поговорить о двух сторонах: моей и тех, кто ко мне обращается.
Если говорить обо мне, то, как и у любого человека, самый дефицитный ресурс – это время, потому что при всем желании невозможно заниматься всем, чем хочешь и о чем мечтаешь, поэтому приходится чем-то жертвовать. И когда мне говорят, что хотят со мной поговорить в мое свободное время, то тут ответ один – у меня нет свободного времени, то есть все врем я под что-то расписываю. И если я отдыхаю, то это тоже не свободное время, а время под отдых.
Второй момент, работа психологом (особенно если вы работаете с неизлечимыми больными) очень тяжелая и ведущая к выгоранию, поэтому в один день у меня, к примеру, может быть 5-6 часовых консультаций, но между консультациями я делаю перерывы по часу, так как могу задержаться и закончить на несколько минут позже, а еще мне непременно нужно отдохнуть и переключиться с клиента. Я до сих пор, столько лет работая, не пришла к тому, чтобы делать получасовой перерыв. Мне важно качество работы и чтобы утренние и вечерние клиенты получали от меня максимум, чтобы я была бодра и активна как в 9 утра, так и в 9 вечера.
Третий момент, банально не хочется выслушивать сотую однотипную историю с болью, обидой на жизнь, с проблемами, потому что для себя я уже вряд ли что почерпну, за 2 года я пообщалась с больными из разных стран, с разным течением болезни, очень много наблюдала за пациентами моего врача, к которому шли по моей наводке, а потом делились со мной впечатлениями. Поэтому потребности говорить об этом уже давно нет, про себя рассказывать тоже не особо хочется, тем более на своем канале делюсь всем. И еще, что нельзя забывать, эти рассказы не являются позитивными, радужными, мне не говорят о том, как заработали миллион, как достигли чего-то светлого, а хотят делиться негативным и болезненным. Лишний раз погружаться в это не хочется. Другое дело, когда за это мне платят, тут уже идет иной настрой, мы не говорим на равных, ко мне обращаются за профессиональной помощью, это моя работа, которую с удовольствием выполняю и делаю это на очень высоком уровне. К примеру, с друзьями и родственниками я не обсуждаю болезнь, депрессии и шизофрению, зато на работе, учебе, практике с радостью в это все ныряю с головой. Моя жизнь делится на мое личное пространство и на рабочее. И как раз в личном как-то не хочется болезней и проблем.
Если же мы говорим о стороне тех, кто обращается, то первое, о чем всегда упоминают психиатры и психологи – ни в коем случае нельзя консультировать бесплатно: это не помощь, а вред. Для человека, очень желательно, чтобы плата за консультацию была ощутима, отчего сложно консультировать богатых людей, потому что, когда человек платит, он чувствует этот вклад, он хочет получить больше пользы, он активнее и продуктивнее работает, он более внимателен, он реально ценит время. Когда же платы нет, то все воспринимается как должное, человек нарушает ваши границы, он готов днями и часами выносить мозг, задавать одни и те же вопросы, обсусоливать все с разных сторон, но существенной пользы от этого не получает. Это как вода, утекающая сквозь пальцы. Вы можете потратить уйму своего времени, закачать немыслимое количество энергии, но оно в пустоту…
Бывает так, что мне пишут с какими-то вопросами, например, тяжелое психо-эмоциональное состояние после постановки диагноза. Я, конечно, хочу как-то приободрить, помочь, но обычно этого оказывается мало, поэтому человек сутками написывает, задает одни и те же вопросы, не удовлетворяется ответом, ему хочется слышать еще и еще. В этом случае мне приходится прерывать общение, потому что тут уже на голову садятся. Я понимаю, что человеку очень тяжело, но пусть он эту тяжесть обсуждает со своим психотерапевтом или психоаналитиком. Я не призываю идти со мной работать, так как важно найти своего человека, с кем будет комфортно, но и Матерью Терезой я точно не являюсь, у меня есть своя жизнь, свои любимые и родные, свои увлечения, все то, чему я хочу отдавать все свои ресурсы.
Мы живем в очень непростое время для нашей психики, большинство сейчас страдает проявленными неврозами, всем нужна поддержка и помощь, но вы должны понимать, что качественное консультирование стоит денег, ни один профессионал не готов сгорать просто так (а сгорают практически все). Даже если мы не берем психоанализ (самое дорогое направление, в среднем 1 час стоит 5-10тр, а в худшем случае вам нужно 3-5 сеансов в неделю на протяжении многих лет), а просто консультирование/коучинг/терапию, то это ваш вклад в вашу счастливую и спокойную жизнь. Не получается справиться самим, приходится обращаться за помощью. Мне кажется, наше общество еще к этому не привыкло. К примеру, никто же не противится тому, что стоматология очень дорогая, что за каждый пшик плати деньги, что в рот легко можно вложить несколько миллионов. Но просто с психикой сложней, а сейчас, к несчастью, посиделки с подружками на кухне дают все меньше эффекта. И если в США это все давно прочувствовали, то мы только идем к этому.
Всем здоровья, любите себя, заботьтесь о себе и ощущайте всю полноту жизни каждой клеточкой своего тела и души.
Помните, кем бы вы ни были, будьте лучше!
С самыми добрыми пожеланиями,
Клинический психолог и таролог Мерзлякова Анна